Оригинал взят у "marta_ketro" в "А моя мама говорит, что я особенный..."
В вопросе об избранности отдельных персонажей из общего стада есть, кажется, всего три точки зрения: идеалистическая, циничная и жалкая.
читать дальшеПервая звучит так: всякий человек - особенный. Все мы уникальны и по-своему талантливы, каждый заслуживает пристального внимания и любования. С этой интонацией хорошо писать тексты для топа и перепостов в фб: посмотрите, какого необычайного дядю васю я подобрал в подъезде - отмыв, обнаружил в нём философа и человека трудной судьбы. Такая позиция заслуживает огромного уважения, но по-честному доступна немногим филантропам, подвижниками и просто очень добрым людям, каковых единицы на тысячу. Остальные же испытывают припадки гуманизма от случая к случаю - когда щитовидная железа делает их особенно чувствительными или нужен текст для топа. В остальное время они предпочитают тех, кого не нужно слишком долго отмывать, чтобы обнаружить достоинства.
/Замечу, что развитое демократическое общество также настаивает на этой точке зрения, стараясь не дискриминировать слабых и ущербных. Поэтому не уважать европейскую цивилизацию невозможно/
Чуть холодней позиция тех, кто утверждает: все люди одинаковы. Самые умные и тупые из нас поразительно похожи в своих слабостях и недостатках, при всём богатстве вариантов. Интеллектуалы и титаны духа точно также попадаются на лживую рекламу, гендерные манипуляции, вирусные порноролики, мошенничество и лесть. Для хитрой дичи нужен чуть более замаскированный капкан и наживка посложней, только и всего.
То же касается и чудес подлости: при определенных условиях самые замечательные люди совершают отличные низости, ничуть не хуже, чем банальные негодяи, а зачастую и ловчей, потому что неожиданно.
Из хороших новостей - при определённых условиях самые грязные ублюдки способны на добрые и полезные поступки. Мелькнул ли свет в их тёмной душе или так сложились обстоятельства, но они вдруг спасают котика, жертвуют бедным и оказывают неоценимую услугу.
Стоит ли после этого говорить, что все люди в глубине души прекрасны/чудовищны (в зависимости от пережитого вами опыта)? Нет, но все они могут быть полезны, и все - опасны. Именно потому, что естественные реакции многогранных и примитивных личностей в основе своей похожи, можно подобрать любой ключик к сундучкам - и с добродетелями, и с дерьмом, - которые таятся в каждом из нас. Так что, в общем, все мы обыкновенны.
Итак, первые слишком восторженны, вторые страдают от недостатка доверия к миру, но в целом их заблуждения не столь удручающие, как взгляды третьих:
что есть избранные и остальные (невежливые говорят "быдло", вежливые - "простые люди"
.
Нет, понятно, что мы выделяем в отдельную категорию тех, кто наделён особыми талантами, исключительным уродством, психическим патологиями и гениальностью. Невозможно делать вид, что Сальвадор Дали, Григорий Перельман, Стивен Кинг, Чикатило, Эдит Пиаф и сестры Кривошляповы - такие же, как мы. Как говорил Кинг, тот, кто в детстве подтёр задницу ядовитым плющом, обречен на странную жизнь.
К сожалению, в существовании крохотной группы подлинных уникумов таится большой соблазн для недалеких душ. Они серьезно считают, что их тоже делает необычайными факт обожженной задницы или наличия небольших способностей.
Бывают анхумэны откровенно безумные, увереные в том, что на свете есть только пяток избранных, что-то вроде "я, БГ, Хокинг, Путин и Далай-лама". Это случай клинический, редкий и даже милый.
Более распространенная, а потому печальная форма, когда особенной назначается определённая группа населения, выбранная по некоторому признаку. Мы, интеллигенты. Мы, писатели. Мы, средний класс. Люди с высшим образованием. Красивые люди. Творцы. Тонкие и понимающие. Живущие внутри Садового. Белоленточники/Колорады. Определённой веры или национальности. Да мало по какому социальному признаку можно объединиться, чтобы поднять свою значимость в собственных глазах. Это не плохо и даже терапевтично, если не сопровождается принижением остального человечества. Люди, причастные к какой-либо идее коллективного избранничества, хороши еще и тем, что их легко вычислить, поэтому сохранить дистанцию не составит особого труда. Буквально с пяти нот можно угадать, какая клавиша западает, и сбежать без потерь.
И есть совсем тяжёлый случай, "избранные по жизни", существующие в постоянном конфликте между завышенной самооценкой и суровой правдой окружающего мира.
У них, допустим, есть парочка достоинств, которых в нашем суровом мире лишены 75% человечества. Iq не 95, а 102. Или в сорок они выглядят лучше, чем одноклассники. Или заработали больше. Написали книжку. Были в двадцати странах. Переспали с полусотней женщин. Дочитали до конца Улисса. Попали ненадолго в телевизор. Пили чай с Никитой Михалковым. Набрали пять тысяч читателей в соц.сети. То есть, ничего из ряда вон, но всё же не совсем все делали это. Здоровый человек даже не заметит таких побед, но тот, кто нуждается в постоянном подтверждении своей ценности, будет отчаянно за них цепляться. И в конце концов уверует, что он необыкновенный.
Вредно ли, если бедняга слегка успокоит нервы фантазиями? Увы, вредно, потому что он на этом не остановится. Исключительность его личности постепенно потребует исключительных прав и свобод. "Особенный" объявляет себя выше норм и обязательств.
"Нельзя требовать от такого человека, как я, чтобы он жил по обычным правилам" - и это они абсолютно серьёзно. Под "обычными правилами" может подразумеваться что угодно: зарабатывать деньги, соблюдать супружескую верность или элементарную вежливость, убирать в доме и отдавать долги.
И вместе с этим освобождением для себя, будет расти небрежное отношение к окружающим. Такое ощущение, что он не уничтожает глухие заборы и запретительные таблички - нет, это как раз свойство гения, - он их отодвигает и загоняет туда ближних. Это близкие теперь с удвоенной силой должны зарабатывать, быть преданными, вежливыми, заботливыми и пунктуальными. Потому что они - обыкновенные. Он же оплачивает их усилия тем, что позволяет быть рядом.
Звучит, как история болезни, но вы не представляете, насколько короток путь от нормы, до бреда собственной исключительности. Всего лишь раненое самолюбие, незначительный успех, легкая щекотка тщеславия - и вы там, на красивом холме, а внизу копошатся мелкие людишки.
И нет более позорного зрелища, чем очевидная со стороны несостоятельность амбициозного человека. Поэтому будьте какими угодно - восторженными, рациональными, неудобными, - но постарайтесь не быть жалкими.
В вопросе об избранности отдельных персонажей из общего стада есть, кажется, всего три точки зрения: идеалистическая, циничная и жалкая.
читать дальшеПервая звучит так: всякий человек - особенный. Все мы уникальны и по-своему талантливы, каждый заслуживает пристального внимания и любования. С этой интонацией хорошо писать тексты для топа и перепостов в фб: посмотрите, какого необычайного дядю васю я подобрал в подъезде - отмыв, обнаружил в нём философа и человека трудной судьбы. Такая позиция заслуживает огромного уважения, но по-честному доступна немногим филантропам, подвижниками и просто очень добрым людям, каковых единицы на тысячу. Остальные же испытывают припадки гуманизма от случая к случаю - когда щитовидная железа делает их особенно чувствительными или нужен текст для топа. В остальное время они предпочитают тех, кого не нужно слишком долго отмывать, чтобы обнаружить достоинства.
/Замечу, что развитое демократическое общество также настаивает на этой точке зрения, стараясь не дискриминировать слабых и ущербных. Поэтому не уважать европейскую цивилизацию невозможно/
Чуть холодней позиция тех, кто утверждает: все люди одинаковы. Самые умные и тупые из нас поразительно похожи в своих слабостях и недостатках, при всём богатстве вариантов. Интеллектуалы и титаны духа точно также попадаются на лживую рекламу, гендерные манипуляции, вирусные порноролики, мошенничество и лесть. Для хитрой дичи нужен чуть более замаскированный капкан и наживка посложней, только и всего.
То же касается и чудес подлости: при определенных условиях самые замечательные люди совершают отличные низости, ничуть не хуже, чем банальные негодяи, а зачастую и ловчей, потому что неожиданно.
Из хороших новостей - при определённых условиях самые грязные ублюдки способны на добрые и полезные поступки. Мелькнул ли свет в их тёмной душе или так сложились обстоятельства, но они вдруг спасают котика, жертвуют бедным и оказывают неоценимую услугу.
Стоит ли после этого говорить, что все люди в глубине души прекрасны/чудовищны (в зависимости от пережитого вами опыта)? Нет, но все они могут быть полезны, и все - опасны. Именно потому, что естественные реакции многогранных и примитивных личностей в основе своей похожи, можно подобрать любой ключик к сундучкам - и с добродетелями, и с дерьмом, - которые таятся в каждом из нас. Так что, в общем, все мы обыкновенны.
Итак, первые слишком восторженны, вторые страдают от недостатка доверия к миру, но в целом их заблуждения не столь удручающие, как взгляды третьих:
что есть избранные и остальные (невежливые говорят "быдло", вежливые - "простые люди"

Нет, понятно, что мы выделяем в отдельную категорию тех, кто наделён особыми талантами, исключительным уродством, психическим патологиями и гениальностью. Невозможно делать вид, что Сальвадор Дали, Григорий Перельман, Стивен Кинг, Чикатило, Эдит Пиаф и сестры Кривошляповы - такие же, как мы. Как говорил Кинг, тот, кто в детстве подтёр задницу ядовитым плющом, обречен на странную жизнь.
К сожалению, в существовании крохотной группы подлинных уникумов таится большой соблазн для недалеких душ. Они серьезно считают, что их тоже делает необычайными факт обожженной задницы или наличия небольших способностей.
Бывают анхумэны откровенно безумные, увереные в том, что на свете есть только пяток избранных, что-то вроде "я, БГ, Хокинг, Путин и Далай-лама". Это случай клинический, редкий и даже милый.
Более распространенная, а потому печальная форма, когда особенной назначается определённая группа населения, выбранная по некоторому признаку. Мы, интеллигенты. Мы, писатели. Мы, средний класс. Люди с высшим образованием. Красивые люди. Творцы. Тонкие и понимающие. Живущие внутри Садового. Белоленточники/Колорады. Определённой веры или национальности. Да мало по какому социальному признаку можно объединиться, чтобы поднять свою значимость в собственных глазах. Это не плохо и даже терапевтично, если не сопровождается принижением остального человечества. Люди, причастные к какой-либо идее коллективного избранничества, хороши еще и тем, что их легко вычислить, поэтому сохранить дистанцию не составит особого труда. Буквально с пяти нот можно угадать, какая клавиша западает, и сбежать без потерь.
И есть совсем тяжёлый случай, "избранные по жизни", существующие в постоянном конфликте между завышенной самооценкой и суровой правдой окружающего мира.
У них, допустим, есть парочка достоинств, которых в нашем суровом мире лишены 75% человечества. Iq не 95, а 102. Или в сорок они выглядят лучше, чем одноклассники. Или заработали больше. Написали книжку. Были в двадцати странах. Переспали с полусотней женщин. Дочитали до конца Улисса. Попали ненадолго в телевизор. Пили чай с Никитой Михалковым. Набрали пять тысяч читателей в соц.сети. То есть, ничего из ряда вон, но всё же не совсем все делали это. Здоровый человек даже не заметит таких побед, но тот, кто нуждается в постоянном подтверждении своей ценности, будет отчаянно за них цепляться. И в конце концов уверует, что он необыкновенный.
Вредно ли, если бедняга слегка успокоит нервы фантазиями? Увы, вредно, потому что он на этом не остановится. Исключительность его личности постепенно потребует исключительных прав и свобод. "Особенный" объявляет себя выше норм и обязательств.
"Нельзя требовать от такого человека, как я, чтобы он жил по обычным правилам" - и это они абсолютно серьёзно. Под "обычными правилами" может подразумеваться что угодно: зарабатывать деньги, соблюдать супружескую верность или элементарную вежливость, убирать в доме и отдавать долги.
И вместе с этим освобождением для себя, будет расти небрежное отношение к окружающим. Такое ощущение, что он не уничтожает глухие заборы и запретительные таблички - нет, это как раз свойство гения, - он их отодвигает и загоняет туда ближних. Это близкие теперь с удвоенной силой должны зарабатывать, быть преданными, вежливыми, заботливыми и пунктуальными. Потому что они - обыкновенные. Он же оплачивает их усилия тем, что позволяет быть рядом.
Звучит, как история болезни, но вы не представляете, насколько короток путь от нормы, до бреда собственной исключительности. Всего лишь раненое самолюбие, незначительный успех, легкая щекотка тщеславия - и вы там, на красивом холме, а внизу копошатся мелкие людишки.
И нет более позорного зрелища, чем очевидная со стороны несостоятельность амбициозного человека. Поэтому будьте какими угодно - восторженными, рациональными, неудобными, - но постарайтесь не быть жалкими.
Я могу спокойно признать свою обычность. Даже мои уникальные хобби нифига не уникальные. Я часто нахожу людей, у которых жизнь сложилась примерно как у меня, они любят тоже самое, думают похожие вещи, некоторые даже выглядят похоже. В этом нет трагедии и это меня не унижает. Наивно предполагать, что при одинаковом бэкграунде в виде страны, города, времени рождения и ещё много чего тысячи тысяч людей будут уникальны в своей уникальности. При этом мой характер заточен под завышенное чсв и я это знаю, и контролирую.
Это не разговор о том, что каждый должен признать себя быдлом и мещанином, а после завернуться в простыню и ползти на кладбище. Просто должны быть границы. Понимание, что людей, которые "БГ и Далай-Лама" их единицы. И даже все прочитанные книги Коэльо не превратят девочку из вконтактика в их эквивалент.
Но тупенькие девочки обычно безобидные, они просто увеличивают энтропию, перепащивая тупые статусы. Другое дело, если человек агрессивно транслирует свои комплексы наружу. Любой сетевой тролль состоит из этих пустых амбиций, основанных на чрезмерной самооценке и ложном ощущении собственной исключительности. Иногда со стороны кажется, что человек просто боится оказаться вне поля зрения коммьюнити и таким образом символически умереть. При этом он не производит ничего полезного для общества и ему нечем привлечь аудиторию, кроме кривляния.
Мы живём в очень интересное время. Все видят всех и все имеют доступный инструментарий для реализации любых идей. И при этом каждый из нас более открыт чем когда-либо. Все тараканы, все косяки, каждое слово.
Я о том, что по приведенной статье абсолютно всех и каждого можно запихать в разряд "жалких самовыёбывающихся тварей".
Любой шаг, любое действие человека можно расценивать как "самоутверждение за чужой счёт". Только потому, что человек - существо социальное. Человек как хомо сапиенс невозможен без социума. А в социуме хомо сапиенсы взаимодействуют между собой. Ругаются, мирятся.
Кстати, если уж меня на "филожопию" потянуло. Дружба между равными тоже невозможна. В дружбе один лидирует, а второй подчиняется. Тоже же можно расценивать как самоутверждение за чужой счёт.
Запихать-то можно кого угодно куда угодно. И в кагбэ свободном обществе ты можешь думать, а иногда и говорить, что угодно о ком угодно, но это просто частное мнение. Это как соционика и прочие типирования, имеющие скорее развлекательный характер. Можно полстраны записать в эльфы, но, о, боже мой, да всем посрать!
И в данном случае это тоже частное мнение, основанное на каких-то наблюдениях, с которым я согласна.
Почёсывания и поглаживания себя нужны, без этого вообще помереть можно. Но это не равно "самоутверждению за чужой счёт". И если мать Тереза тайно чесала своё чсв, помогая людям, ну и какая разница? Итог же нас устраивает? Но когда такого же отношения требует человек, чей вклад ограничивается перепостами веточек сакур и прочей херни якобы в поддержку, вот это вызывает недоумение.
И про дружбу я с тобой не согласна. Всякое бывает, но описанный тобой паттерн не единственный.
Я, кстати, знаю одну такую - человеку уже под тридцать, а ума не наросло. Так что возраст не всегда помогает )))
С одной стороны - выпендриваться, ставя себя выше окружающих - раздражает этих самых окружающих, но помимо этого не несет особенного вреда. Ну запостит девочка тысячу глупеньких статусов, нафоткается со своим букетом роз, но однажды вырастет. А если и не вырастет - это же ее проблема. Не окружающих, если только этим окружающим от этой девочки чего-то не нужно.
С другой - если изначально ровнять всех по себе, или по какому-то идеалу, утверждая, что мы одинаковые и наша сила - в том, что мы такие вот прям все одинаковые - тогда не было бы каких-то особо выдающихся людей, изобретателей, художников, писателей, сделавших этот шаг в сторону от однородного стада.
Так что я скорее за уникальность. Лучше пусть у каждого будет личная корона на голове, поняшки или еще какая хуета в мозгах, только бы мир не стал однородной кашкой, как в клипе
Всего вообще в меру. Но по сути мы сейчас идем в сторону обособления личности от общности, поэтому уникальность у нас уже совсем обыденная вещь
Anna.Shagel, может на меня так влияет моё педагогическое образование, но я уверена, что в базе мы все одинаковые. Вся наша уникальность это следствие социализации и разных условий жизни. Но, например, когда на нас нападают, у нас вообще всего два паттерна поведения - бить или бежать. Большинство людей выдаёт стандартные реакции в одинаковых ситуациях.
И да, в меру всё хорошо и всё нужно. Никто же не говорит о том, что нужно быть серым и ходить строем. Это скорее о границах допустимого и точке, где кончается личная свобода действия. Прямо у кончика чужого носа.
И по-моему общество идёт в сторону большей социализации и открытости того, что раньше было интимным. Правда, странным путём. Сейчас сетевой эксгибиционизм в моде.
И это да, стало больше народу, у которых есть возможность себя демонстрировать. Но я немножко про другой эксгибиционизм. Вот, например, инстаграмм, куда народ постит свои завтраки, фотки в постели, в том числе был флешмоб про фотки сразу после секса.
Ты учти, при том, что всё везде открыто, окружающим зачастую друг на друга наплевать с высокой колокольни. Так что эксгибиоционизм нивелируется похуизмом. При этом зачастую похуизмом самых близких людей, кому в реальности похуй быть не должно.
Мое педагогическое мне вроде ничего не говорит про уникальность или наборот каждого из нас, так что думаю, дело не в образовании, а в твоей личной точке зрения)))
Ну а про соцсети, я никого и нигде не отслеживаю, не смотрю, у меня подписка только на красивую одежду, и блин, все отлично, ни про какие флэшмобы я и не слышала, никакой еды в инстаграме у меня и рядом не пробегало.
А в основном, желание поделиться со всеми возникает из-за страха остаться в одиночестве или быть неинтересным. Все взаимосвязано.
Простой пример. Пару лет назад мы с друзьями играли в петанк в парке. В Минске. Игра не слишком распространённая и потому прохожие останавливались и смотрели. Кто-то фотографировал. И хрен бы с ними. Мимо трассирует семейство из дородной мамаши, здоровенной недоросли-дочери и теряющегося на их фоне отца семейства. И вот эта мамаша с воплем "А чойта?" хватает один из шаров. Должна заметить, что для партии важно, чтобы они оставались на месте, не говоря уж о дибильности поступка в целом. Ору "не надо трогать!", тётка бросает с шар с возмущением и словами "ну на нём же не написано", и убегает дальше, что-то там кудахча. Я до сих пор не могу понять, что, блджад, должно быть написано на стальном шаре, который явно не бесхозный, а владелец вот он в двух метрах стоит?
Мне не понравилось. Мне стоило отвернуться и уйти? Позволить человеку нарушать моё пространство, потому что он думает, будто имеет право?
Ну, это кого как учили. У нас был очень хороший курс возрастной психологии и коррекционной педагогики. Я своим преподавателям верю.
И ещё раз, это разговор не о всех и каждом, а о крайних случаях, не находящихся в рамках социально принятой нормы. Каждый имеет право решать что есть, с кем спать, во что верить, как выглядеть, что говорить, если это не нарушает аналогичного права других.
Окей, ты уникальный в своём выборе контента человек. Никто тебя не заставит быть как все. Но ты забываешь одну вещь - на каждого тонкого интеллигента, думающего и читающего, приходятся сотни не думающих, подверженных стадному чувству, обработанных сми, в частности волшебным зомбоящиком. Люди, вопящие "Крым наш", например. И если хоть один из тысячи заходит в интернет, только чтобы почитать хорошую научную статью, это не значит, что все остальные заняты тем же. Если ты фильтруешь контент и тебе не попадались на глаза какие-то явления, это не значит, что их нет. Не нужно мерять людей по себе.
Я не думаю, что мы с тобой сможем достичь понимания в этом вопросе. При этом ты мне искренне нравишься и мне не хочется с тобой конфликтовать. Спасибо за мнение, я тебя услышала.
Лично я бы сама с удовольствием записала себя в ряды ТП с завышенным ЧСВ, но это вообще как-то даже неприлично упоминать)
Мы то все снег, но снег - это же все равно база, кто-то снеговика слепит, кто-то на снег написает, а кого-то сметет пьяный дворник Вася)))
Окай, поняла, выражение спорных точек зрения не слишком полезно для общения даже здесь.
Просто.. чувак из сериала как-то смахивает на пессимиста. Вместо того, чтобы циклиться на позитивных вещах, он припоминает тучу неудач из своих привычек) Но да, вопрос, который задала ему девушка, совсем некорректный. Да и он сразу думает не о том. Вместо того, чтобы подумать, что в нем такого, что девушке он так зашел, он вспоминает о том, в чем он не лучше других. Странно)